drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Два дня с Джоном Зерзаном

        Два дня меня не было в сети. Это надо сказать событие - такое в последнее время случалось только в случае отключения интернета. Но в эти дни интернет был, но мне было не до компьютера и не до ЖЖ.  Я занимался самым важным анархо-примитивистским делом. Нет, не то, что вы подумали - не по лесу гулял, это всегда устроить несложно - до леса 10 минут от дома. А занят я был замечательным делом - дружеским общением, личным общением.  Причем не абы с кем, а  людьми, которые во многом разделяют мои взгляды, которые так же как и я, отрицают цивилизацию. И - что самое важное - познакомился и пообщался с Джоном Зерзаном, основным на сегодняшний день теоретиком и проповедником анархопримитивизма. За эту возможность хочу особенно поблагодарить организатора лекций и встреч с Джоном - друга  tushkin_as    Хочу рассказать об этой встрече и о сопутствующих впечатлениях.  На лекции Джона и неформальную встречу с ним ходил вместе с френдом semixhalf , с которым за эти два дня успел по-настоящему подружиться. До чего же приятно общаться, выйдя за пределы условностей и интересов, игнорируя время и обстоятельства.  Пожалуй, впервые за последние годы у меня появилось ощущение, что создать альтернативное анархо-примитивистское общество реально:  ясно, что в основе такого проекта не могут лежать голые идеи, ведь общество составляют именно люди.  
        Положительное отношение к Зерзану возникло сразу как я узнал о нём - прежде всего потому, что его идеи близки к моим, а свои я выработал самостоятельно, до знакомства с переводами Зерзана (их я прочел совсем недавно, несколько месяцев назад).  Ну и лицо на фотографиях, и биографические факты, и отдельные фразы в интервью создавали образ вполне положительной личности. И всё же я был внутренне не готов встретить настолько внушающего симпатию человека. Зерзана некоторые называют болтуном и пустословом, но они видят только верхушку айсберга, да и ту оценивают по своим узким меркам.  Зерзан несомненно - подлинный человек, человек активно живущий, а не просто существующий.  Человек, наполненный жизнью, действием. И я совсем не из тех, кто склонен противопоставлять слова и действия.  Слово Джона Зерзана - несомненно есть дело. Его упрекают в отсутствии положительной программы, и это, конечно, некоторый "недостаток" (т.е. отсутствие чего-то), но совсем не изъян. Общая теория, направление движение - намного важнее, чем программа. Имея теорию, имея подробный анализ общества от которого мы отталкиваемся, имея материал для сравнения (примитивные сообщества), нам намного проще создать движение, воплотить наши идеи практически.  Но вернусь к личности Джона.  Если издалека он кажется лектором, теоретиком, радикальным анархистом и пропагандистом каких-то странных идей, то вблизи предстает простым, цельным, приятным в общении и открытым человеком.  В нем нет ничего яркого или особо харизматичного, и меня это нисколько не огорчило.  Пожилой человек, в очках и с бородкой, свободно и непринужденно ведущий себя, легко находящий общий язык  с окружившими его молодыми людьми, вот каким выглядел Джон. Дружелюбный и общительный. Не имеющий ни капли высокомерия или гордости, он намного больше воплощает основные принципы анархо-примитивизма, чем это многим кажется. Его упрекают в непоследовательности - как же, пользуется компьютером, прилетел на самолете... Но это пустые и наивные упреки. Пожалуй, стоит посвятить отдельный пост обсуждению оценок Зерзана и примитивизма. Скажу одно: понятно, что распространять идеи в наше время можно (и нужно!) именно так - с использованием современных средств передвижения и компьютера. Прошло время, когда можно было произносить речи на площади и быть бродячим мудрецом. Сейчас нужно быть простым в жизни и делать то, что помогает людям увидеть зло и ложь цивилизации. И здесь никто не сделал больше Зерзана. 
       Слушая его лекции, я понял, что Зерзан не идеализирует примитивное общество, а так же как и я, рассматривает его для сравнения с цивилизацией, для выявления альтернатив. Это тот исторический опыт, который говорит нам, что можно жить совершенно иначе, чем это делаем мы сейчас.  Конечно, я  не ограничился догадкой, а впрямую задал ему этот вопрос и он подтвердил моё предположение.  Ощущение идеализации, возникающее при чтении текстов Зерзана понятно, так как он подчеркивает достоинства примитивных сообществ. преимущества их перед нашим образом жизни, а не дает полное научное их описание. Да, можно вспомнить о высокой детской смертности, сравнительно малой продолжительности жизни, наступающем иногда голоде и прочих "минусах" - но зачем?  Ведь это по сути значило бы перейти к оценке примитивных сообществ с точки зрения современного цивилизованного человека. Джону же важнее показать, что очернение "дикарей" основано на предвзятости и тенденциозности, что "пещерные" жители - не какие-то убогие, достойные лишь жалости существа, а вполне полноценные и часто счастливые люди.  И если можно спорить с отдельными утверждениями Зерзана о жизнеобеспечении первобытных людей, основанных на трудах М. Салинса и других подобных моментах, то с общим сравнением "примитивных" и цивилизованных людей не поспоришь - сравнение будет явно не в пользу последних. Да и сама система ценностей первых значительно выигрывает в последовательности, цельности, разумности. Таким образом, если раньше я симпатизировал взглядам Зерзана, то уточнив у него несколько важных моментов, могу решительно заявить, что я с ними солидарен.  Вместе с тем, уверен, что его построения нуждаются в дополнениях и в корректировке (в отдельных второстепенных пунктах).  
       После лекции в ЦДХ и после лекции на Винзаводе Зерзану задали немало острых вопросов. Большинство из них сводилось к одному: что же нам практически делать, как повернуть развитие, как убедить людей, да и возможно ли это? Ответы Джона  воспринимались как уход от ответа по сути, как уклончивые отговорки. Иногда же Джон прямо говорил "не знаю".  Это честно и правильно. Джон понимает, насколько важна практическая программа, но в то же время - насколько она должна быть продуманной и безупречной - в случае серьёзной ошибки всё направление будет скомпрометировано. Уверен, что его дистанцирование от практики, от эколагерей, экотерроризма и прочих практических шагов - мудрое решение.  Пока что он не видит конкретной оптимальной формы, а действовать просто ради действия неразумно. Помимо этого, ему представляется, что разговор с людьми есть важнейшее дело для анархо-примитивизма, для сдвига в сознании. И он совершенно прав.  Возможность  реализовать на практике свои взгляды и жить в другом обществе является не заменой, а прямым продолжением распространения идей анархо-примитивизма.
Я уверен, что мы сможем достойно развить идеи Джона Зерзана и воплотить их на практике. Чем больше людей примет участие в обсуждении теории анархо-примитивизма, а тем более будет рассматривать её в качестве мировоззренческой основы - тем лучше. 
       Эти два дня пролетели - но совсем не незаметно.  Надеюсь, у Джона остались такие же хорошие воспоминания о Москве и о людях, которые его встретили, как и у меня о нём и общении нашего круга единомышленников.  Рассчитываю вступить (с помощью хорошо владеющих английским френдов) в переписку с Джоном, что особенно важно для разработки проекта альтернативного общества, который я сейчас готовлю.  Хотелось бы развивать контакты с Джоном и как с теоретиком и как с другом. Да, мы живем в цивилизации, но наша встреча - убедительное доказательство тому, что цивилизация не поработила нас до конца.  Как бы я хотел, чтобы вы, друзья, разделяли мои мысли и чувства!
Tags: анархо-примитивизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments