drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Categories:

Специфика даосизма.

      Многих интересует, почему я обозначил себя как даос, да ещё и древний.  К сожалению, это слово не только вносит ясность, но и само нуждается в пояснии. О том, почему именно даос - я достаточно подробно объяснил здесь:  http://drevniy-daos.livejournal.com/28764.html   Упреки в моем несоответствии даосизму, которые периодически высказываются разными людьми, смешны, особенно учитывая слабое знание даосизма говорящими подобное. Итак, вокруг даосизма много заблуждений и сознательных фальсификаций.  Об этом тоже речь уже шла http://drevniy-daos.livejournal.com/70107.html и http://drevniy-daos.livejournal.com/107542.html   Пришло время раскрыть даосизм с положительной стороны, не говоря, чем он не является, а говоря чем является.  И конечно, в чем его ценность.
      Даосизм - философская школа, но не в том смысле, что был круг мыслителей-даосов, или они учились друг у друга. Были, конечно,  и друзья, и ученики - но не в этом единство даосской "школы". Не стоит забывать и то, что даосизм был ведущим учением в философской Академии Цзыся.  Но при том, что даосизм - философское направление, он не похож на другие философские системы и направления.  В истории мировой  мысли было очень мало аналогов даосизму, не исключая и новое время, даже если смотреть отдельные компоненты учения. Полностью философский даосизм не развивался после 2-3 веков нашей эры, когда начался расцвет религиозного даосизма, сохранившего название, но изменившего содержание.  Так же не возникло подобгного учение в какой-либо другой стране.  Можно подумать, что даосизм - специфичен для Китая, но это не так. В даосской философии нет ничего специфически китайского, она может быть понятна любому человеку - по крайней мере в пересказе, в адаптированном изложении. Поразительно, насколько много общего у греческих киников и даосов - местами можно встретить почти дословные совпадения, жаль у нас мало материала для сопоставления.  И сравнение даосов и киников сразу указывает на их принципиальное внутреннее родство - обе философии есть философии жизни и философии практики. Более того, и даосизм и кинизм выступает против "школьной мудрости", хотя та и не являлась ещё официальной идеологией. Даосы полемизировали с конфуцианцами, киники - с Платоном. Обратите внимание, что Платон, как и Кун-цзы, был сторонником государства и законов, упорядоченности, как и он, создал социальную утопию.  Даосы не просто создали свою оригинальную философию - они делали это в полемике с другими учениями, и активно критикуя действительность. 
       Основа даосизма - всё в мире происходит стихийно, нецеленаправленно. Это свойственно дао, которое есть основа бытия, можно сказать основная закономерность.  Природа сама всё создает - ей никто не управляет. Нас сейчас подобными утверждениями не удивить, но представьте как радикально это звучало две тысячи лет назад!    Человек, который как и всё живое, является порождением дао, начал поступать вопреки ему. Его путь несоответствует пути природы.  Войны, угнетение, культура, законы и техника - всё это следствия отхода от природного дао. Примечательно, что этот процесс (представляющийся даосам как прогресс наоборот, или прогресс недолжного) не сводится к одному акту "грехопадения", или даже к нескольким событиям, но выглядит как тенденция движения. И направление движения в каждый момент зависит от нас, каждый человек следует человеческому дао или природному дао.  "Золотой век" - это когда люди жили на деревьях, то есть первобытное время. Дальше начался прогресс культуры и упадок дао. О "примитивистском" характере даосизма известно почти всем, но почему-то об этом забывают, как о несущественной стороне, хотя это суть даосизма. Именно опрощение, простота жизни - приближает к дао. И конечно, естественность. Часто пытаются изображать Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы как мистиков. И тот, кто внимательно читает - не может не увидеть несовпадения со словами Лао-цзы "я вижу основу в еде".  Если мы проигнорируем специфику стиля, специфику китайской культуры того времени, мифологические примеры - мы можем добраться до сути. О том, как видимость мешает людям с поверхностным мышлению понимать - лучше любого философского текста показано в гениальном фильме Акиры Куросавы "Цубаки Сандзюро". И когда несколько человек приписали главному герою предательские мотивы, истолковывая (точнее - перетолковывая) непонятные для себя его слова и действия, один самурай сказал - не обращайте внимание, это у него просто такая манера говорить. В отношении даосизма особенно важно увидеть смысл за странной на первый взгляд манерой. Некоторым это было вполне доступно, и Ван Чун в 1 веке нисколько не был введен "манерой" в заблуждение, легко выявляя суть учения.
       Один из главных парадоксов даосизма - в том, что даосизм отрицал мудрость.  Да-да, и однако уместно говорить о даосских мудрецах. Несомненно, это две разных мудрости, как есть два разных дао-пути - природное и человеческое. Настоящая мудрость состоит не в плетении словес, не в красноречии, не в множестве знаний. Даосская мудрость состоит в понимании природы, в следовании. О характере учения даосских мудрецов говорит сам Лао-цзы. "Это были те, которые своим умением сделать долговечное течение жизни спокойным содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового" (Дао дэ цзин, чжан15, пер. Ян Хиншуна).  Основа даосского учения проста - стремление к естественности, к следованию дао. Отказ от "деятельности", то есть от преобразования мира согласно своим желаниям, в большом или малом - неважно. Ориентация на природу вместо человека, на естественность вместо правил, на простоту вместо усложнения составляет уникальную специфику даосизма. Но даосы не были луддитами - это именно философия жизни, учение для изменения собственного сознания и практики. Многие положения даосизма актуальны и сегодня. Как оказалось, даосизм формировался в эпоху первого экологического кризиса в Китае, и его ориентация на природу совсем не представляется случайной.  То, что волновало даосов более двух тысяч лет назад - не потеряло актуальности и сейчас. Разве что труднее понять, что они хотели объяснить людям. Но нет никаких принципиальных препятствий, чтобы выявить центральные идеи учения и попытаться их развивать на основе современных знаний.  Не забывая о специфике даосизма, так непохожего на современную философию, далекую от жизни и практики.
 
Tags: даосизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments