drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Человеческие потребности.

      Речь пойдет о потребностях, точнее о том, что я считаю потребностями, и том, что называется "потребность", но таковой не является. Вопрос первый. Существуют ли социальные потребности? Вопрос второй. Сохраняются ли у человека естественные потребности? Вопрос третий. Как соотносится то, что называется социальными потребностями с потребностями естественными? Вопрос четвертый. Подлежат ли потребности изменению и если да, то какие перспективы у человека в плане потребностей? Собственно, третий и четвертый вопросы вытекают из первых двух и ответ на них зависит от ответа на первые два. А по большому счету это всё части одного вопроса, тесно взаимосвязанные.
     О том, что естественные потребности существуют - не спорит никто, но что именно они собой представляют - понимается по-разному.  С разъяснения этого и начнем. Потребность - это стремление к получению/выполнению необходимого и удовлетворение этого стремления. Определение имеет важное значение, чтобы сразу отсеять те смыслы, которые связываются с потребностями, не относясь к ним на деле. Желания, какими бы сильными они не были, потребностями не являются, и из них потребность не может возникнуть. Что понимается под необходимым? То, чего нельзя избежать. К примеру, потребность в пище для живого существа вытекает из того, что оно должно питаться ради выживания и стремится к этому. Смерть также неизбежна, но она не является тем, к чему стремятся, а потому сложно предполагать потребность в смерти, хотя она возможна по логике вещей. По крайней мере нет сильной потребности в смерти, потому что может оказаться что у стариков желание смерти есть не просто результат страданий, но действительная потребность. По крайней мере это соответствует потребности женщины в рождении ребенка. Это не просто инстинкт, но требование организма. Есть потребности постоянные  (как потребность в тепле), часто-периодические (потребность в еде и питье), временные (большая часть остальных потребностей). Естественное стремление диктуется организмом - это и есть потребности. Не называю их биологическими, потому что как мы увидим дальше, "социальные потребности" не являются подлинными потребностями. 

     Человек продолжает оставаться животным, то есть живым организмом, биологически.  Но по поведению, по образу жизни, по деятельности человек имеет с животными мало общего. Иногда даже кажется, что человек утратил инстинкты и естественные потребности, хотя они просто подавлены или скрыты. Потребность в еде как-бы замаскирована обычаем регулярной еды: мы не чувствуем голода и не понимаем, почему мы едим (хотя и знаем это умом).  Социальные потребности кажутся человеку даже более важными (иначе бы не кончали с собой из-за банкротства), но отрицать значимость естественных потребностей тоже нельзя. Каждый день мы ложимся спать - это реализация естественной потребности. Причем не потребности в отдыхе, как я показывал, а именно потребности в сне. Мы идем навстречу требованиям организма. Социальные потребности - это не фантом, не просто внушенные ценности и стереотипы. мы действительно сильно зависим от разных социальных условий. Можно было бы сказать, что у человека есть потребность в работе, денгах и т.п. Но это будет неверным. Даже сильное принуждение не создает потребности, как не создаёт её обычай, привычки, воспитание. Возникает по аналогии с потребностью сильная тяга к чему-то. Можно назвать это сильным желанием, или псевдопотребностью - если его выдают за потребность. Да, такое желание укоренено в общественной системе, имеет основания. Но в его основе не лежит требование организма. А всеми остальными при сильном желании (или наличии особых возможностей) можно пренебречь. Внушить, что человеку нужно нечто и без этого он жить не может - вовсе не так уж сложно. К примеру, то же "спасение души". Собственно, в той или иной степени на этом строится современная реклама - смотришь, а тебе говорят, что без этого стирального порошка или вот этого лекарства для горла вы ну никак не сможете жить дальше. Подобные гипертрофированные примеры только помогают своей выпуклостью выявить аналогии уже скрытые, но действующие по тому же принципу. Итак, социальных потребностей нет и быть не может. То, что так называется, может соответствовать или не соответствовать естественным потребностям, но не является новыми потребностями, какими бы важными для жизни они не были. 
       Снижаются ли с подавлением сферы инстинктов естественные потребности? Напротив, они возрастают, так как их подавить нельзя, но можно временно не реализовывать.  Если не есть один день - ничего не произойдет, если не есть три-четыре дня, голод будет толкать к действиям, и мы почти вынуждены будем есть (хотим мы того умом или нет). Инстинктивное поведение обеспечивает лучшую реализацию потребностей. Культура старается контролировать и направлять инстинкты и мешает реализации естественных потребностей. Цивилизованный человек раздвоен, независимо от того, является ли он христианином или нет. Религия только наиболее яркое проявление несогласованности цивилизации и естественности, но следы этого разлада видны везде. Мечты о "божественном" или идеальном теле в равной степени свойственны верующим и неверующим людям, которые недовольны разладом и надеются его решить радикально с помощью преодоления телесного. "Победить" болезнь, старение, смерть, уродство, сон, слабость и прочие проявления телесности - вот стоящая перед ними задача. перед ними, а не перед цивилизацией как системой, потому что Системе единичный индивид неинтересен, а легкозаменяемое - почти тоже, что вечное и неснашиваемое.  Подобные мечты людей никогда не сбудутся. Естественные потребности не могут быть ни отменены, не заменены, ни даже изменены подобно тому как это делается с поведением. Пока мы живые существа - потребности будут напоминать нам о том, что мы есть, что нам на самом деле нужно и о чем мы порой стараемся забыть.
      Возникновение новых псевдопотребностей ничего не меняет в человеке, ничего не добавляет к тем немногим естественным потребностям, которые присущи всем и которые следует внимательно изучать. Ориентация современной культуры на псевдопотребности есть тревожный симптом, говорящий, что Система не только не гарантирует сохранения человеческого рода, но ничего не делает для этого. Если бы сейчас каждый человек был заменен роботом (андроидом), Система бы продолжала так же работать, даже не заметив изменения. Зачастую она и требует игнорирования естественных потребностей. Что должен делать солдат, стоящий на посту, если он хочет в туалет? Конечно, терпеть. И такие разнообразные "терпения" и самопринуждения наполняют нашу жизнь, составляя важный её компонент. Свобода жизни есть не только освобождение мысли, но главным образом освобождение тела, освобождение поведения от плена многовековой культуры. Ориентация на потребности может помочь в возвращении к естественности. Ещё раз напоминаю, что потребность не тождественна с желаниями, хотя и может выражаться в них.

UPD. Дополнение к разговору о потребностях. Список потребностей: http://drevniy-daos.livejournal.com/152438.html
Tags: естественность, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments