drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Проект Альтернативного общества. Часть вторая.

     Вторая часть текста проекта (первая - здесь: http://drevniy-daos.livejournal.com/163016.html ), так же черновая, содержит описание жизни общин и основы экономической деятельности Альтернативного общества. Надеюсь, вы найдёте здесь ответы на многие вопросы, которые родились при чтении первой части. Прошу задавать любые вопросы, высказывать любые замечания по тексту и по затрагиваемым проблемам. актуальность поста не имеет никакого срока давности. Если вы зайдете через месяц после его опубликования - я так же внимательно прочту все комментарии и отвечу на них.


     А. Жизнь общества.

1.    Основным принципом жизни Альтернативного общества является максимальное удаление от цивилизации. В чём это выражается? В изменении образа жизни и типа отношений. Прежде всего это минимальное использование техники. есть необходимость использование техники, а есть превышение этой необходимости. Причем иногда (как в ситуации с компьютерами) необходимость состоит в использовании новой техникой, а в других случаях можно пользоваться и не новыми машинами. Прежде всего нежелательно владение и пользование автомобилем без крайней необходимости. Впрочем, никаких запретов на технику вводиться не будет, это ясно уже из того, что общество мыслится свободным.
2.    Общество состоит из многих небольших сообществ (общин), численностью от 20 до 50 человек. Но эти сообщества не однородные, хотя и созданы на основе одних и тех же принципов. Разница в том, где они находятся. Выделяю три круга - условно разделяя и условно называя их "город", "деревня", "лес". Первые - это мегаполисы и большие города. Вторые - мелкие городки и деревни. Третьи общины располагаются в дикой местности, где отсутствуют какие-либо поселения. И хотя третий тип является наилучшим с точки зрения анархо-примитивизма, таких поселений неизбежно будет меньшинство, особенно на начальном этапе. Первыми возникнут, скорее всего, общины в мегаполисах, что позволит развивать проект и создавать общины и в деревнях - прежде всего за счёт уехавших из города, а не местного населения.
3.    Между общинами нет никакого разделения хуже-лучше, выше-ниже. всё зависит от желания и возможностей человека. Кто-то по каким-то причинам не может уехать из города или не может сделать этого сразу. Из таких людей и образуется городская община. Важно и то, что деятельность организации протекает прежде всего в городе - и культурная, и экономическая. Также большинство потенциальных членов общества начинают своё знакомство с обществом в городе. Деревенская община позволяет изменить жизнь людям, уставшим от города. Важное отличие от городской - если там люди живут как обычно, в собственных квартирах, а значит раздельно, то здесь появляется возможность жить компактно, по-соседски. это больше соответствует принципу общины. Ну и степень приближения к природе совсем иная. Так же появляются новые возможности менять образ жизни. В городе человек работает, а здесь он начинает трудиться - на пользу себя и общины. Это, можно сказать, другая степень свободы.
4.    Существование городских и деревенских общин позволяет осуществлять так же древнюю первобытную практику сезонного проживания. Летом, а может быть даже и частично весной и осенью человек из города приезжает в сельскую общину. Так решаются для части людей проблемы, связанные с тяжестью зимней жизни в деревне. Кроме того, в сельские общины могут приезжать пожить люди, которые познакомились в городе с Альтернативным обществом и заинтересовались им, захотели вступить в него. Многих выталкивает из города, как пробку из бутылки, и они изначально тяготеют к негородской жизни.
5.    Основой жизни общины составляет два комплекса жизнедеятельности - общение и трудовая деятельность. В отличие от коммуны, не всё делается совместно. Часть работ производится раздельно, часть - совместно. То же и с общением. Есть общие праздники и личные, семейные праздники. Есть общие мероприятия, а есть частное дружеское общение. Никакой регламентации не предусмотрено. Если человек не хочет или не может идти на общее собрание - он не идет.
Общение в разных видах составляет специфическую черту общинной жизни в отличие от привычной нам. Наше общение замкнуто только на родственников, даже с друзьями мы общаемся редко. Здесь, наоборот, человек открыт общению, и другие так же открыты ему. Когда же хочет - человек может уединиться. Уважение к человеческим потребностям и желаниям есть основа повседневной жизни общины. Устройство быта может варьироваться. В одном месте все живут в одном доме (к примеру, трехэтажном с 20-ю комнатами), в другом - по принципу деревни или хутора, то есть разбросанные дома. В первом случае можно сделать общую трапезную, во втором - каждый питается отдельно. Прорисовывать детали подробнее невозможно, так как разнообразие возможных форм велико, а регуляция не предусмотрено. В разных местностях и странах накладываются локальные условия.
6.    Техника используется по минимуму. Там где можно без неё обойтись - она не используется. Особенно это относится к деревне. Лесное поселение отличается полным отказом от техники. С развитием Альтернативного общества возможно наладить не только собственное автономное питание, но и производство вещей - ткацкое, гончарное, кузнечное и т.д. Такое производство может размещаться во втором, т.е. сельском, круге и обеспечивать вещами всё общество. Посредничество в обмене и помощь в хозяйственных делах осуществляет Организация.
7.    Семейные отношения сохраняются, но теряют обязательность. Если двое объявили о своих отношениях - этого достаточно, формальности не нужны. При разрыве - аналогично. Семья рассматривается как свободный союз двоих, созданный на основе любви и желания иметь детей. Решения о своей жизни принимают не родители, а каждый самостоятельно после определённого возраста, примерно 14 лет. Здесь имеется в виду решения по любому поводу - чем заниматься, с кем общаться и создавать пару и т.д. Понятно, что в при этом в городе нельзя не считаться с законами государства. По возможности общины и их члены стараются не нарушать законы, если только те не начинают существенно ущемлять свободу.
8.    Имущество, как уже было сказано, сохраняется, но не в полном объёме. Часть человек отдаёт организации, какую - он решает сам. Можно отдать и сотую часть, и половину - это не имеет значения. Общая собственность общины возможна (дом, средства передвижения и т.п.), но нет общей кассы, общих финансов. Необходимое финансирование община получает от Организации. Забота о материальной стороне жизни должна быть сведена для членов общины к минимуму. в случае каких-либо трудностей один человек помогает другому, одна община - другой. Ну и плюс помощь Организации, которая является внешней стороной, оболочкой Альтернативного общества и заботится о стабильности и развитии общества.
9.    Все спорные вопросы и конфликты решаются в рамках общины. В случае серьёзного преступления, особенно в городе, возможно обращение к официальным государственным структурам. Но это крайний случай, надеюсь, что подобных эксцессов можно избежать. В этом плане община есть некое подобие семьи, где все проблемы решаются внутри, чаще на основе доброжелательности, взаимного согласия и поиска совместных решений. В случае, если человек идет против всей общины и доставляет всем неприятности - он может быть исключен из сообщества. Если человек внёс существенные средства или имущество при вступлении или в течение жизни в сообществе, то большая часть этой суммы выплачивается обратно. Частности решаются внутри общины и ответственными людьми в Организации.


     Б. Культурная деятельность.

1.    Культурной деятельностью занимается Организация, а принимать в ней участие может по желанию любой член Альтернативного общества. Прежде всего, сюда я отношу популяризацию идей анархо-примитивизма и рассказ об Альтернативном обществе. Это важная миссия и она далеко не ограничивается предоставлением информации. Нужно не столько убедить человека, "завербовать", нет, нужно заинтересовать человека и ответить по возможности на большую часть его вопросов, рассеять его сомнения. Не подразумевается ни миссионерства, ни популяризации. Главное - помочь тем, кто уже пришел к идее о необходимости изменения своей жизни, кто не любит город и цивилизацию, но не знает что делать и как меняться. Таким образом, роль активистов заключается в деятельности подобной работе врача-консультанта, а не идеологического пропагандиста или религиозного миссионера.
2.    Создается Интеллектуальный центр, который выполняет две задачи: собирание и популяризацию различных книг и других текстов на разных языках по широкой проблематике (прежде всего научной и философской), и разработка различных научных проблем, так или иначе связанных с Альтернативным обществом, а это большой круг вопросов, как в рамках естественных наук, так и в рамках гуманитарных. К этому примыкает и философская деятельность. По значимости она, пожалуй, занимает первое место и является первоочередной задачей. Но философствование - свободное творчество, здесь невозможен коллективный труд и планирование. Основные силы будут уходить именно на разработку научных вопросов, точнее вопросов связанных с наукой и решаемых научно. Вопросы могут быть совершенно новые и ещё не рассматриваемые государственной наукой.
3.    Ядром деятельности интеллектуального центра является библиотека печатных изданий, а также создаваемая на его основе электронная библиотека, делающая доступными многие важные научные тексты. Никакого отбора по собиранию литературы, никакой тенденциозности не предусмотрено - библиотека будет пополняться вне зависимости от взглядов автора. Конечно, возможно выделение некоторых изданий в качестве наиболее ценных и интересных. Особенно стоит выделить библиографическую деятельность, так как к нашему времени количество написанного и напечатанного превысило "критическую массу", а ведь ещё появись изначально электронные тексты, которые не нуждаются в затратах на издание. Всего - даже по одной науке - не может изучить человек за всю свою жизнь. В связи с этим ориентирование в море научного материала представляет особую ценность.
4.    Научные разработки могут вестись в разных областях: этнография, этология, история культуры и история хозяйства, биология и медицина, экология, глобальные проблемы и т.д. В рамках этой деятельности приветствуется сотрудничество с любыми научными организациями и привлечение учёных вне зависимости от из отношения к принципам альтернативного общества.
5. Философию стоит выделить. Не может и не должно быть никакого плана философской работы. В то же время круг основных проблемных вопросов задан изначально. Природа человека. Сущность цивилизации. Вопросы свободы и власти. Язык и прочие средства символической культуры. и т.д. Любая серьёзная философская работа может много дать для развития Альтернативного общества, хотя на это нельзя смотреть в утилитарном плане и путать философию с идеологией. Ни философское, ни научное творчество в Интеллектуальном центре не привязано к исходным идеям анархо-примитивизма и не замкнуто на них. Научные принципы должны быть соблюдены, иначе нет смысла инициировать научную деятельность.
6.    Если кто-то считает, что людям не нужна теория, не нужна наука, не нужна философия - он во многом прав. Не нужна отдельным людям, но нужна обществу в целом. В условиях цивилизации невозможно следовать природе и полагаться на инстинкты. Создание "ковчега" предполагает обладание обширными знаниями и навыками. А ещё больше нужно для того чтобы сохранить образовавшееся Альтернативное общество от всех возможных опасностей, агрессии со стороны цивилизованного общества. Если в процентном соотношении затраты по финансам и труду на Интеллектуальный центр сравнительно невелики, то роль его огромна. Но роль именно для организации, прежде всего. Человек, живущий в общине, может никак не касаться культурной сферы деятельности.

В. Экономическая деятельность (основы).

1.    Данное изложение не раскрывает всей сферы будущей деятельности Альтернативного общества в экономической и хозяйственной сфере, а только намечает подходы и способы решения вопросов. Детальная проработка есть отдельная задача, вне рамок изложения проекта в целом.
Основой альтернативного общества является хозяйственная жизнь общин, находящихся в целом на самообеспечении. Имеется в виду не натуральное хозяйство, а то, что община может обеспечить себя всем необходимым своим трудом, с помощью обмена с другими общинами, а также обмена и продажи-покупки в рамках общепринятых в цивилизованном обществе способов.
2.    Экономическую деятельность осуществляет Организация, которая распоряжается всеми финансами общества и имеющимися ресурсами. Собственно говоря, на определённом этапе развития Организация позволит больше заработать, чем распределить. Не считая деньги ценностью и не уважая принципов собственности, мы вынуждены считаться с общепринятыми взглядами до тех пор, пока недостижима автономия или пока цивилизация не рухнет и не сменится другим обществом. Следовательно, обществу необходимы серьёзные источники дохода, хотя в особо крупных суммах нет надобности в силу самого характера общества. К примеру, участок в глуши будет предпочтительнее участка близко к Мегаполису, который стоит в десятки раз больше.
3.    Вся экономическая деятельность строится на двух принципах. Первый - это экономия. Второй - это собственно получение дохода. Почему в такой последовательности? Это совсем не случайно. Собственно, весь первый этап финансирование общества заключается передаче части собственности обществу, и в экономии. что означает экономия, и почему ей придается такое значение - сейчас объясню.
4.    Большую часть членов общества составят горожане. Городская община будет состоять из горожан, сельская - по большей части из бывших горожан. Обратим внимание на городскую общину. Допустим, в сумме в таком мегаполисе как Москва имеется около 20-30 общин с общей численностью тысяча человек (это не так и много). Большинство людей где-то работают и получают зарплату. Обычно организации идут простым путём - берут часть денег (в своё время десятина, государственные налоги и т.д.). Ежемесячные или ежегодные платы могут быть очень значительные, например в учебных заведениях. но такой путь - не лучший, хотя бы потому, что он накладывает дополнительные трудности на людей. есть другой путь. Каждый человек тратит достаточно внушительные суммы, покупая то же, ч то и все (проездные билеты, продукты и т.д.) Если закупать продукты централизовано - получается огромная экономия, от 25% до 50%, за счет разницы оптовой и розничной цен, скидок на большую партию, специального поиска наиболее дешевых товаров аналогичного качества. Это позволит каждому человеку экономить не меньше 10 долларов в месяц. но этим плюсы такого решения не исчерпываются.
5.    Во-первых, закупая продукты и товары централизованно, можно не только экономить на цене, но и выбирать продукты и товары лучшего качества. Это особенно относится к малоизвестным производителям, продукция которых зачастую лучше и при том дешевле, чем широко рекламируемая. Далее - появляется возможность закупать нефасованные продукты (мука, сахар, чай и т.д.) большими объёмами и самим фасовать. Порой стоимость фасовки составляет около трети оптовой цены продукта. Итак, значительная экономия сочетается с улучшением качества. Учтите, что закупками могут заниматься люди, которые хорошо разбираются в предмете. Речь идет не только о том, что эти консервы или крупа будут вкуснее тех что вы покупаете - они будут и полезнее (или менее вредными). Про здоровье никак не следует забывать, а разобраться что кладут в тот или иной продукт мы с вами зачастую не можем.
6.    Для распределения могут быть организованы либо своеобразные магазины, либо (а может и наряду с ними) осуществляться доставка на дом. Всё это экономит деньги, силы, энергию и - что немаловажно - время. Думаю, для городского сообщества такая система будет просто находкой. Со временем можно организовать коммерческие магазины, используя налаженные связи и возможности закупать большие объёмы товаров и продуктов. То есть со временем наряду с самообеспечением можно выйти на коммерческую деятельность, с той лишь разницей, что это осуществляет Альтернативное общество (через Организацию), а не является личной инициативой, и доходы идут на пользу всему обществу. к этому может добавляться собственные производства (и кустарные в том числе), организации по предоставлению услуг и т.д. Все эти структуры не являются собственно альтернативным обществом, а составляют его внешнюю деятельность. Помимо всего, это дает возможности для предоставления рабочих мест. Но труд в такой ситуации является не просто работой, за которую платят деньги, но ещё и вкладом в общее дело. Конечно, сказанное относится именно к городским общинам, так как человек в городе вынужден работать. Улучшение жизни в городе - это то, что можно сделать не уезжая из него. Одновременно результаты труда позволяют создать сельскую общину, то есть возможность уехать из города и городского рабства.
7.    Система экономики Альтернативного общества позволяет обходить все цепочки посредников и выходить напрямую на производителей продуктов - как фирмы, так и частников. Это может служить хорошим способом поддержания частных производств, фермеров и т.д. В перспективе возможна продажа собственной сельской продукции, но это уже факультативная часть, фрагменты картины в перспективе развития Альтернативного общества. Речь, конечно, шла не только о продуктах питания и одежде, бытовых предметах и т.п. но и об услугах - парикмахерских, строительных, отделочных и т.д. Кто делал ремонт - знает, как трудно найти хорошую бригаду и не потерять при этом много денег.
8.    Помимо предоставления части имущества обществу, экономии и коммерческой деятельности возможно и получение помощи со стороны - пожертвований деньгами и имуществом. Но эта статья дохода никак не может быть положена в основу планирования. по сути если нечто подобное и будет, то как дополнительный источник финансов.
9.    По мере продвижения из города в деревню, и из деревни в лес значение денег и экономической деятельности обесценивается. Деньги и работа пропадают, они просто не нужны. Обращаю ваше внимание - это достигается не где-то в далеком светлом будущем, а уже сейчас, на первом же этапе развития общества. Возможность такой радикальной смены образа жизни предоставляет экономическая деятельность Организации. даже если сельская община или экопоселение и не нуждаются в помощи, они могут на неё всегда рассчитывать. Ну и даже если лесная община нуждается в каких-то вещах и прочем, перейти к дикой жизни в наше время в принципе невозможно. Если это станет возможно в будущем, и люди этого захотят, то никаких препятствий не имеется. Пока же обмен товарами и продуктами является важным условием сохранения общины. В таком случае намного лучше, если это будет осуществляться в рамках Альтернативного общества, а не с окружающим цивилизованным обществом.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments