drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

О загадочном племени тода. С приложением (из книги Шапошниковой)

      Те, кто заглядывал в список моих интересов, могли увидеть там слово "тода". Больше никого с таким интересом в ЖЖ не найдете. Узнал я о тода случайно, но интерес к ним не угасает. Думаю и вам будет интересно узнать.  О тода говорят  в связи с теософией и Блаватской, которая первая рассказала в России об этом удивительном племени. Но всерьёз изучением племени тода занялась только в 60-е годы Л.В. Шапошникова. Сейчас она известный "последователь" Рериха и сама изображает из себя "учителя". Весьма печальная метаморфоза, ведь я узнал её впервые как раз по случайно купленной книге о тода, которая создала очень симатичный образ автора. О тода мы знаем прежде всего со слов Шапошниковой. Проверить её слова сложно, да и сейчас племя уже думаю почти выродилось.  Хотя ещё существует. Племя обитало в Южной Индии, в горах Нилгири. Живут о них там и сейчас, хотя после Шапошниковой очень долго о них никто в России неговорил. Шапошникова в 2000г. напомнила о тода в своём интервью 
http://www.roerichs.com/Publications/LVShaposhnikova/LV_Toda.htm
Мне удалось найти в ЖЖ заметку о поездке в горы Нилгири с красивыми видами и даже несколькими фотографиями тода. Так что тода не вымерли ещё, что очень радует. 
http://vetka-twi.livejournal.com/35248.html  

       Итак, тода. На Юго-Востоке Индии обитает загадочное племя, непохожее на соседей ни обликом, ни обычаями. 
 

Одно из 18 аборигенных племен гор Нилгири. В 2000 г. численность тода составляла менее полутора тысяч человек, а носителей языка тода (принадлежит к дравидийской семье) – около 600 человек. Тода  светлокожи, высоки, стройны, мужчины в возрасте ходят с большими бородами. Меньше всего они похожи на индусов. Кстати, у них ещё сохранились пережитки матриархата, и практикуется редкая форма брака - полиандрия (многомужество). Язык у них прост. Тода интересны во всём, от быта до нравов. На одном психологическом сайте нашел: "Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индийцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы."  Происхождение тода загадочно.  У них много общего с протошумерами, ранними земледельцами передней Азии эпохи неолита.  Это скотоводчество, но материальная культура тода весьма проста. Огонь добывается с помощью трения, как в первобытных племенах. Культура тода представляет огромный интерес, в том числе для философа. К сожалению, кроме книги Шапошниковой источников на русском языке я не нашел. Думаю, Шапошникова вполне достойна доверия. Она симпатизирует тода, но пишет как знаток племени, а не как заезжий журналист. Но всё же описание не научное, трудно сказать, где Шапошникова додумала. Может и всё правда, необходимо проверять англоязычные источники. Может кто из моих друзей тоже заинтересуется тода, как я, и поможет найти какие-нибудь материалы, дополняющие то, что пишет Шапошникова. Пока представляю вам племя тода глазами Людмилы Шапошниковой, по её книге. Позже дам ещё пару очерков, с большими выдержками. 

Шапошникова Л.В. Тайна племени Голубых гор. - М: Наука, 1969. – 317с.  – (Серия: Путешествия по странам Востока)
 

По странным и пока труднообъяснимым причинам жизнь забросила осколок древнего мира в современный мир. На земном шаре этот осколок не единственный. И поэтому, чтобы попасть в прошлое, не надо придумывать машину времени. Современные средства передвижения, в частности "экспресс Нилгири", вполне подходят для этой цели. История сделала человечеству атомного века щедрый подарок. Она сохранила почти в неприкосновенности обычаи, традиции и социальную организацию племени, которое насчитывает не одну тысячу лет. И это, между прочим, в центре района, где построены капиталистические города, где существует железная дорога и шоссе, где по горам шагают столбы высоковольтной передачи, где воздвигаются электростанции и плотины. Но тода упорно не поддаются влиянию цивилизации и продолжают жить так, как жили их предки в далекие времена. И вот уже второе столетие ученые бьются над загадкой тода. (с.18)

Ну а что тода думают о себе? Писать они ещё не умеют. Но Пеликен из поселка Канделманд, который находится на окраине Ути немного знает английский. старательно выводя каждую букву чужого ему языка, он написал на замусоленной бумажке интересный и своеобразный отчет. В нем проявились способности его племени к четкому логическому мышлению и к определенному анализу - качества, которые удивили первых европейцев, вошедших в контакт с тода. Как истый тода, Пеликен начал с буйволов. 
"Тода Нилгири известны развитым культом буйволов. Тода - аборигены этого округа, населяющие различные части гор. Их жилища разбросаны по всему округу. Я думаю, что они первые человеческие существа этого округа. Тода были здесь раньше других племен, которые поселились здесь. Тода собирают дикий мед, дикие фрукты и едят их. Травы используют для лечения. Тода - пастушеский народ. Они верят, что буйволы созданы для них, как единственный источник пищи и всего остального. Буйволы считаются священными животными, потому что составляют богатство тода. Ссоры и споры разрешаются на совете племени. Тода - веселые, добрые и мягкосердечные. Каждый род тода имеет храм, который используется для молитв, а также как ферма для дойки священных буйволиц. молочные продукт, приготовленные жецом в храме, распределяются среди людей поселка. В каждом стаде есть главная буйволица, на которую вешают священный колокол во время периодических кочевок на другие пастбища. Она священна. Титул этой буйволицы наследственный. Тода поклоняются огню, горам, деревьям, рекам, небу, солнцу и луне. Земля, на которой живут тода, была создана богиней Текерзши. Богиня Такерзши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитил тода во всех случаях жизни и в ином мире. тода не поклоняются идолам. В племени есть две фратрии: Тартарол и Тейвелиол. существует десять родов вТартар и четыре в Тейвели. Фратрии были образованы потому, что члены Тейвели становятся жрецами для Тартар, а члены Тартар не могут быть жрецами в Тейвели. А в остальном они равны между собой. Члены одной фратрии с энтузиазмом участвуют в погребальной церемонии другой фратрии. Тода сжигают мертвых и приносят в жертву буйволов во время погребальной церемонии. Они считают, что буйволы, принесенные в жертву, будут использованы мертвыми в другом мире. Деревни тода называются "манд". Тода выше среднего роста, хорошо сложены, у них длинные носы, правильные черты и красивые зубы. Путухкули - единственная одежда, которую носят и мужчины, и женщины."
Этому сжатому описанию, в котором схвачены все основные черты племени, мог бы позавидовать любой путеводитель. Но солидные издательства дел с тода не имеют. Для них тода - невежественные дикари, своеобразные экспонаты живого музея Нилгири... (с.18-19)

На вершине расположены хижины тода. Эти жилища напоминают разрезанные пополам огромные бочки., срезом поставленные на землю. Окон в хижине нет, и только в передней стне прорезан ход, размером не более одного метра на метр. Войти в хижину нельзя. В неё вползают на коленях. /.../
Хижина довольно просторна. Справа и слева от входа тянутся прижатые к жердям глиняные суфы. На них лежат циновки, дырявые шерстяные одеяла и путухкули. Левая суфа не доходит до задней стены. Между нею и стенкой в земле вырыто углубление для очага. Над углублением стоят два плоских камня. В горшке, помещенном на камнях над огнем, варится рис, кипятится молоко или готовятся овощи. Тода - вегетарианцы. Зерно, овощи и олоко - их основное питание. (с.21)
Когда-то тода были хозяевами земли. Им принадлежала страна Голубых гор, её леса и пастбища. Право тода на землю было обусловлено давностью владения ею. Никто не может сказать, когда пастухи пришли в Нилгири, но каждое племя Голубых гор знает, что тода - первые пришельцы в этой стране. Кота, курумба, ирула, а позже и бадага безоговорочно признавали за тода своеобразный традиционныйтитул "хозяев земли". Хозяева были щедры и великодушны. Племенам, поселявшимся в Голубых горах, тода гостеприимно отдавали землю и брали чисто символическую плату за её пользование. Но "миссис Ост-Индская компания" решила по-своему. Она стала хозяином земли, а за тода сохранился только титул, который не забыли другие племена... (с.26-27)
Сообщение Сюлливана вызвало поначалу легкое замешательство среди чиновников и удивило совет директоров Ост-Индской компании. Действительно, у тода не было частной собственности на землю. Поэтому, каждый раз, когда колониальная администрация или частные лица хотели отторгнуть тот или иной участок земли, им приходилось иметь дело не с отдельным его владельцем, а с советом племени или старейшинами рода. Это явно затрудняло грабеж и в какой-то мере суживало возможности для всякого рода обманов. Трудности раздражали англичан. Необходимо было вмешаться в дела этого странного племени и разъяснить, что каждая семья имеет право на свой участок земли и пастбища. Но эти разъяснения не помогли. Тода не могли понять, для чего надо делить землю и считать её своей собственностью. (с.28)

--- продолжение следует ---





 

 

Tags: племена, тода, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments