drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Управление поведением.

     Можно не сводить психику к поведению, как это делали бихевиористы, но невозможно не признать определяющее значение поведения в жизни. Что такое любая деятельность? Это определённое поведение, целенаправленное поведение.  Не стоит сводить поведение к этикету и этике, любое дествие, сознательное или нет, является частью поведения. Вся наша жизнь определяется поведением, и вся история человечества определяется поведением.  Вы возразите, что психика для человека важнее поведения. На самом же деле сама по себе психика никак не проявляется. Даже писательство, сочинительство есть форма поведения. Что фантаст сочинил в голове - никого не интересует, важно что он написал или напишет. Даже мысли близких людей нас волнуют не сами по себе, а постольку, поскольку влияют на их поведение. Если мысль оторвана от жизни, она мало кого интересует. Сейчас мне думается, а потом мысль растворится без следа. Даже речь и текст можно считать формами языкового поведения. Разница заметна уже в том, что мы далеко не всегда говорим то, что думаем. Собственно, этикет и подразумевал произнесение строго определённых слов в определённых ситуациях. Итак, поведение - это огромная сфера, в которую, однако, не входят мышление (психика) и то, что создано в результате деятельности.  И тем не менее, не смотря на важность, эта сфера не только не изучена, но и не изучается. Нет науки "человековедение" или круга наук под таким названием, хотя такая наука насущно необходима. И центральным предметом изучения человековедения стало бы именно поведение. В отсутствие проработанной этологии человека наметим хотя бы её контуры. Чем именно управляется поведение? Имею в виду не упоравление в смысле централизованной власти, а в широком смысле: какие основные  факторы воздействуют на поведение, определяют его характер? 
  

         Первым, что можно назвать, это уже упомянутая психика. Именно не разум, так как разум есть способность, но психика, мышление и его продукты. Однако очередность указывает на значимость и на очевидность данного фактора, но не на его мето в последовательности факторов. Психика ведь не порождает поведение, хоть и направляет его. В чём же её роль? Психика делает не только отдельные действия, но и всё поведение последовательным, целенаправленным, осмысленным.  Даже если действие изначально полностью инстинктивно, оно может стать элементом культуры (например, пища). На каком-то этапе человек старался каждое действие рационализировать, вписать в схему. В том числе даже такие спонтанные проявления чувств, как поцелуи и даже секс. Природное поведение вовсе не опирается на случайность, но оно подчинено схеме "почему", а человеческое - схеме "зачем". Понятно, что свободы у человека нисколько не больше, просто его поведение иначе упоравляется.  Как именно? Социально. Но социум же не сам по себе управляет, и законы не вложены в человека подобно программе. Главным способом социальной регуляции поведения является психика. Вот поэтому она и имеет такое зеначение, а не потому что "душа важнее тела".  Всё многообразие социальной регуляции поведения индивида использует психику. Асоциальным людям типа "маугли" невозможно навязать поведение словесно, думаю даже если научить их нашему языку. Разум приобрел контроль над телом, а сфера психического - над поведенческой сферой. Однако этот контроль никогда не был полным. И речь не о "подсознании" и "бессознательном" - это всё неудачные названия проявлений психики, речь об эмоциях. 
         Собственно, главным является организм, тело. Организму присущи потребности, о которых я уже подробно писал. Разум кажется владыкой лишь потому, что санкционировал удовлетворени потребностей, несмотря на ненормальности в других отношениях. Примерно, как в одной старинной книге правитель говорит "повелеваю снегу выпадать зимой" (я примерно передаю смысл). Разум поступил с потребностями так как этот правитель со снегом. Санкционировав неизбежное, разум уверился в своём господстве, но как только он начинает противоречить потребностям, понимает свою слабость. Потребность сильнее стихии, её не поборешь никакими приспособлениями. Но как потребности дают о себе знать? С помощью инстинктов и чувств. Чувства опираются на инстинкты и служат потребностям. Изначально, я не имею в виду человеческие чувства. Взаимоотношение чувств и разума - отдельная большая тема, здесь же важно показать, что эмоции есть второй важнейший фактор поведения. Он на деле явдяется первичным и основным, но мы так сильно корректируем чувства разумом, что он (фактор) совершенно заслоняется психикой. За деревьями мы не видим леса, и по наивности включаем эмоции в психологию, приравнивая чувства и реакцию на слова. У животных именно эмлциональный фактор является определяющим, а никак не голые инстинкты. Инстинкты есть скелет чувств, образно говоря. Разум же от природы - только советчик, не управитель. Но при слабом управителе и советник может захватить власть. И наоборот, чем сильнее становится власть советника, тем меньше значит правитель. Это и есть схема человеческой культуры, заключающаяся не в убийстве чувств, а в контроле над ними.
           Казалось бы, больше неописанных факторов не осталось. Но есть ещё один фактор, который влияет на поведение, а в некоторых ситуациях может быть определяющим. Обратите внимание - не на мотивацию, а именно на поведение. Это механический фактор. Что это такое? Это форма насилия над человеком, но овеществлённая форма. Мне несколько раз встречались люди, которые рассуждают подобным образом: всё зависит от воли человека, не захочет делать - его не заставишь. Это только так кажется, или хочется, чтобы было именно так.  Поясню, что такое механический фактор. Это фактор, который влияет независимо от желания индивида, его характера и мышления. А природе таким фактором является среда, к которой живртные приспосабливаются. Если лежит огромный валун, то животные прокладывают тропу в обход него. Часто они пользуются подобными явлениями в своих интересах. Первобытный человек тоже так делал, используя пещеры и реки. В рамках цивилизации люди стали целенаправленно использовать механический фактор. Возведение стен и заборов - вот вам типичный пример. Огромные стены не несли иной нагрузки, кроме регуояции поведения. Загон для скота несколько иначе служил той же цели - только в отношении животных. Сегодня нам прекрасно знакомы и заборы, и турникеты, и стены. Стены, особенно в тёплых странах, служат именно для регуляции поведения. Посмотрите, какие были раньше жилища в Японии - никаких стен, а сейчас даже одноэтажные дома в южных широтах окружают крепкими стенами.  Другой способ - насилие с помощью колодок, кандалов и т.д. Человек не сам идёт - его волокут (если нужно) или принуждают болью. В древности и средневековье насилие и болевые методы воздействия широко применялись. Побои были частью учёбы и семейной жизни, а не участью только рабов. Этот фактор есть чисто человеческий фактор, цивилизационный фактор. И перспективно исследовать не только его бросающиеся в глаза грубые формы, но и скрытые формы. К примеру, когда вы можете пройти куда-либо только по билету или специальной электронной карте. Вопреки расхожему мнению, человеческое поведение в последние годы больше, а не меньше зависит от механического фактора. Люди предпочитают для контроля использовать по возможности психический фактор, цивилизация как Система - механический. Так проще управлять поведением масс.
      Конечно, то что я описал как три фактора управления поведением, только набросок исследования, для которого имеется множество материала. Но на "безрыбье" будет полезен и такой несовершенный очерк. Развить теорию нетрудно, если в основе лежат ясные принципы, взятые из действительности, а не придуманные для придания текстам наукообразия.
 


Tags: разум, человек, чувства, этология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments