drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Длительность жизни и содержание жизни.

      Вопрос о длительности жизни рассматривается очень редко. Я имею в виду впрямую. Есть много попыток определить нормальную природную продолжительность жизни человека, ещё больше литературы по вопросам старения и геронтологии. Немало философской литературы по вопросам бессмертия и его достижения.  Точек зрения много, и они весьма различны. К примеру, если ранний даосизм специально оговаривал бессмысленность попыток удлиннить жизнь, то впоследствии именно с даосизмом стал ассоциироваться поиск бессмертия, и даже его обретение - "бессмертные даосы" вошли в народную мифологию. Но всё это уход от темы, главной темы. Нельзя длительность жизни измерять годами, как будто это расстояние однородного пути. Пройдите 10 км. по горам и по ровной дороге и сравните, возможно тогда мои слова будут понятнее.
 
       Как единство человечества сомнительно, если мы считаем главное для человека социальное и культурное, так же и вопрос о наполненности жизни неправомочно сводить к формальному исчислению длительности годов. К примеру, человек 5 лет пролежал парализованным, любой биограф будет считать его возраст датой смерти, а не днём, когда его парализовало. Хотя полностью парализованный человек или человек в коме не более живой, чем растение. Вот вам другой пример. Человек не поддаётся заморозке-разморозке, но есть живые существа, которые могут проводить (и проводят) в замороженном состоянии длительное время, в некоторых случаях не несколько месяцев, а тысячи лет, потом легко возвращаясь к жизни. Можно ли считать годы, проведённые в замороженном состоянии, прожитыми? Посмотрите фильм "Клик" - как раз по теме. Важны именно прожитые годы, а значит интенсивность переживаний, насыщенность жизни. Никакой календарь и никакие часы этого не измерят. И все умные люди, которые высмеивали идею бессмертия, показывали, что человек даже временем своей жизни не умеет разумно распорядится и тратит его подчас впустую. Зачем тогда жить столетия? 
       Помимо близкого к фанатизму вопроса о продлении жизни в будущем, обсуждение длительности жизни имеет значение при разговоре о естественности и первобытных людях. В критике анархо-примитивизма, а также в мотивации своего неприятия анархо-примитивизма, часто упоминают "20 лет" жизни первобытного человека. Я недостаточно компетентен, чтобы провести полноценное исследование по данной теме, но в то же время сомневаюсь, что есть хоть одинкомпетентный в этом вопросе человек. А потому, в меру своих сил постараюсь отдельным постом раскрыть вопрос о длительности жизни первобытного ( и примитивного) человека подробнее. Это имеет самое непосредственное отношение к затронутому здесь соотношению длительности и насыщенности, но выявляет и дополнительную специфику. Во всяком случае, "проглотить" такой выпад было бы неразумной слабостью. Приятно или неприятно, но лучше отталкиваться от действительности, не идеализируя её. Тогда и очернения можно не бояться - беспочвенные заявления можно будет отражать с помощью фактов и логики.
        Проблема остра потому, что человек не просто смертен, он сознаёт, что смертен. А осознавая, боится этого. Не смерти сейчас, а того, что смерть неотвратимо наступит. Хотелось бы процитировать Библию в этой связи, хоть делаю я это и нечасто. В неканонической 3-й книге Ездры /поздняя книга, примерно 1в.н.э./ встречается весьма примечательный фрагмент: "И я отвечал и сказал: "О, земля! Что же ты породила, если разум произошел из праха, как и остальная тварь? Лучше было бы не появляться самому праху, чтобы из него не возник разум. А теперь, разум возрастает вместе с нами, и из-за этого мы мучимся, так как сознательно идём к гибели. Пусть рыдает род человеческий, и радуются полевые звери; пусть рыдают все, кто родился, и веселятся четвероногие и скоты." (3Ездры 7:62-65). Самым худшим оказывается не сама неизбежность смерти, а постоянное размышление о ней. Смерть обесценивает большую часть того, ради чего мы стараемся в жизни - уже потому она ненавистна. Потеряв ощущение ценности жизни, люди пытаются всё зло увидеть в смерти и сознании смерти. А ведь "счастливые часов не наблюдают" и о смерти тоже не думают! Беда, конечно, не в нашей природе и даже не в разуме (о возрастании которого так эволюционно-правильно написал Ездра), а в лишении жизни естественной наполненности и естественной радости. Опустошения жизни не исправить её удлиннением. 
Tags: жизнь, смерть, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments