drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

Всё тленно?

       Как только человек стал размышлять о себе и о мире, рефлексировать по поводу действительности достаточно углубленно,  у него появилось недовольство непостоянством бытия. Причем это недовольство проявлялось - и проявляется до сих пор - очень неравномерно и непоследовательно. Вряд ли кто-то представляет как идеал полную неподвижность мира и неизменность вещей и тем более живого.  Не только жизнь связана с изменениями, вся реальность соткана из существования и изменения. Одно от другого неотделимо. Но до понимания этого важнейшего принципа нужно ещё дойти, а в это время предвзятые желания и тенденциозные мысли берут верх. Почему богов стали селить на горах? Не только из-за возвышенности гор, поднимающихся в небо, но из-за их "вечности". Мы сейчас знаем, что горы меняются также, как и всё остальное, только медленнее, а радикальные перемены происходят нечасто. Но если мы не замечаем перемен - это не значит, что их нет. Человек противопоставил "божественное" бессмертие и вечность "тленности" временного, "земного" мира. Но неизменность и бессмертие, присущие божественному, попросту были им сочинены, что называется, "от противного". А ведь неоткуда не следует, что если есть изменение, то есть и неизменность. Практика показывала и показывает, что меняется всё. Меняется и разрушается. Именно разрушение нас беспокоит больше всего, нас угнетает распад. И думаю, что боязнь смерти здесь вторична, а не первична.
       Древние греки таки называли человека - "смертный". Да, всё живое смертно, но есть ли смерть уникальное свойство живого? То, что не жило, не может и потерять жизнь, стать мертвым. В этом смысле неживое не может умереть. Но можно рассматривать смерть иначе - как разрушение и распад живых структур, прекращение жизнедеятельности. Неживое не живет, но влияет на мир. Звезда светит. Если звезда взорвалась - она не будет светить, если остыла - не будет греть. Вполне можно условно назвать такое событие смертью звезды. Живое распадается, как и нежвое, только прекращается жизнедеятельность. Таким образом, в узком смысле, умирает только живое, но в широком смысле тленно всё. Почему же распад и разрушение неприемлемы для человека? В библии встречаем противопоставление царствия небесного "веку сему", в нем не приносят ущерб ни ржа, ни моль, ни воры. Сожаление человека вызвано большими затратами труда, нервов, мыслей для производства разных вещей и продуктов. Мы боимся потерять, потому что приобретаем с трудом. Чем больше список создаваемого, чем сложнее созданное, чем меньше может сделать для сохранения, починки, предотвращения порчи отдельный человек - тем болезненнее для него потери. Продукты интеооектуального труда не составляют исключения, напротив, возглавляют список тленного, и притом ценного. Не свою личность боится человек потерять на самом деле, а плоды интеллектуального труда, деятельности личности. Уже в древности старались запечатлеть достижения и сохранить знание и мысли. Тему хранения знания я рассмотрю отдельно, здесь же замечу, что хрупкость творений человека ранит его намного больше, чем собственная смертность и непостоянство жизни.
        Всё тленно? Можно сказать и так, а можно с этим и поспорить. Точнее сказать, что всё изменчиво. Особенно это важно в отношении живого. Структуры, существа не просто разрушаются и распадаются - они трансформируются, превращаются, дают потомство, даже своей смертью дают толчок к развитию жизни. Нельзя каждую структуру рассматривать как совершенно изолированную и замкнутую в самой себе. Даже если речь идет о человеке. Каждый человек - часть живого мира, часть поанеты, часть космоса, часть бытия. Чем сложнее структуры, тем более они хрупки. Человек сравнительно устойчивая структура, и ему нечего жаловаться на недолговечность бытия. Если бы он жил и тысячу лет, это ничего не изменило бы, и он остался бы таким же недовольным. Наша печаль о всеобщей тленности, необоримая грусть порождаются не изменчивостью бытия, а несовместимости действительнсоти и наших планов и идеалов. Еда портится, железо ржавеет, тело стареет. И мы почти ничего не можем с этим сделать. Точнее можем, но только делая предметы всё менее живыми. И даже это не помогает. Сложные механизмы из прочных матералов так же быстро ломаются...
       Цивилизация с одной стороны шла по пути удлиннения срока службы вещей, с другой - через усложнение пришла к повышенной непрочности. Плюс культура требует смены "устаревших" вещей, даже если они вполне функциональны. Это и мода, и общие стандарты. Невозможно смотреть кассету на новом видеомагнитофоне.  Волей-неволей человек выбрасывает ещё годную вещь и покупает новую. Это всеобщая тенденция. Имея компьютер, можно обходиться без авторучки. Но сами подумайте, что надежнее? Парадоксальным образом пик развития цивилизации соответствует максимальной непрочности. Если даже отдельная вещь надежна, она уязвима как часть системы. Зачем настольная лампа, утюг, электрический чайник без электроэнергии? Сейчас стоит смотреть не только прочность отдельного компонента, отдельной вещи. Экологическая угроза ставит под сомнение выживание всего человеческого рода. Раньше умирали индивиды, но вид жил и развивался. Никакие комфортные квартиры и новейшая бытовая техника не помогут человеку в момент итоговой катастрофы. Мы не замечаем величайшей непрочности нашей вавилонской башни. Столько веков убегая от тления, на самом деле мы уходили от жизни, а к прочности и вечности так нисколько не приблизились... Как опасны ложные идеалы! Ошибка была допущена в самом начале - нельзя бороться с изменчивостью, благодаря которой мы возникли и существуем. 
Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments