drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Categories:

Свой-чужой.

      Значение деления на "своих" и "чужих" намного выше, чем мы обычно думаем. Оно проявляется не только при столкновении различных национальностей, но во всех аспектах общественной и даже личной жизни. Возможно, предложенная мной троичная типология деления свой-чужой покажется вам интересной, а возможно, поможет в ваших собственных исследованиях. Прежде всего оговорюсь, что речь пойдет только о людях, а не о идеях, обычаях, предметах и прочем. Никогда не было и никогда не будет, чтобы человек равно воспринимал всех остальных людей на Земле. Как бы он их не делил (для себя), разделение есть обязательно. И самым фундаментальным делением было и остается деление свой-чужой. Даже признавая на словах равенство людей, ни один не будет относиться равно ко всем. такое приписывалось в христианстве богу, но приписывалось безосновательно. И Ветхий Завет, и Новый пронизаны подчеркнутым противопоставлением свой-чужой, на это указывает уже сама легенда о завете=договоре. Но в  разные эпохи принципы деления на своих и чужих менялись. Условно я опишу три таких типа, хотя они могут накладываться, скрещиваться, размываться.  Но прежде этого я должен оговорить, что вопреки мнимой очевидности, деление свой-чужой не является дихотомическим принципом, а понятия "свой" и "чужой" - антонимами. Базовой категорией является "свой", а чужой - означает не-свой. Именно не относящийся к "своим", а не противостоящий своим, враг, отступник и прочее. Это категория по сути нейтральная. До того момента, пока чужие не угрожают своим, не вмешиваются, держат дистанцию.
"Варвар", "немец" - обозначения "чужого". Они не несут никакого содержания, кроме того, что отмечают: данный человек - не свой.  Категория "свой", "свои" очерчивает определенные границы, объединяет людей, отгораживая их в то же время от других. Чужой - каждый человек, находящийся за этими границами. Но на определенных условиях он может быть впущен и стать своим. Границы не меняются, хотя человек перешел из одной категории в другую. 
       Первый тип деления свой-чужой не только исторически самый ранний, он с любой точки зрения базовый. Нет единого критерия выделения. Здесь учитываются и земля, и язык, и внешний вид, и поведение, и верования, и взгляды. И конечно, отношение к тому, кто идентифицирует нового человека и другим "своим". Но не это главное. Основа деления на своих и чужих проста. Свой - это тот, кого я хорошо знаю, с кем я живу и совместно тружусь. Свой - это член сообщества, где каждый знает всех остальных. Причем знает хорошо. Такой порядок можно наблюдать не только в примитивных племенах, но и в глухих деревнях. Жители легко выделяют не только человека другой расы и культуры, но и гостя из соседней деревни. Даже если он переоденется. Такие систеиы свой-чужой очень стабильны и постоянны, к ним легко адаптироваться. Ясность и простота деления свой-чужой по принципу родства и знакомства естественен и укоренен в природе, предшествуя человеческому сознанию и культуре. Исторически этот тип начал исчезать с распространением цивилизации и ростом населения. Сейчас на планете он мало где сохранился в чистом виде. Но, как я покажу дальше, он отчасти продолжает бытовать в роде и семье.
        Второй тип деления связан с появлением и укреплением государств, возникновением этносов со своими культурами. Один грузин не родственник второму грузину, но он свой, а армянин - чужой. Такой подход довольно последователен, но чреват большими проблемами. Если тысяча человек из разных городов и сел вместе воюют в одной армии - что их объединяет? Они не родственники,
не знакомые, не друзья. Но должны выступать вместе, как связанные друг с другом. Связывающим началом выступает государство, страна, язык, этническая культура. Есть и особые знаки, нечто в одежде и поведении, что присуще только этому этносу и легко распознается. Противостояние мы-они, свои-чужие переходит в национальное противостояние. Конечно, тут есть большая доля обмана. "Свой" может быть для человека в сто раз хуже "чужого", и это не могло ни от кого укрыться. Разрушение целостности первичных сообществ просто вынудило людей принимать подобное надуманное деление за неименеем лучшего. Когда двое сидят в одной камере - они поневоле сближаются. Тем более, что новый принцип не противопоставлял себя старому. Родственники, друзья, знакомые включались в новую общность. Какие же минусы нового подхода? Если человек попал в плен, он уже не был совсем чужим, но для сохранения цельности народа не мог быть зачислен в "свои". Так появились рабы, прослойка, не имеющая прав, чужие среди своих. Напряжение между рабами и господами возникло бы неизбежно, даже если бы не имело место насилие над последними. также неясно, как быть со свободными иноплеменниками, постоянно проживающими в этой стране. Они становились гражданами, а значит своими, но при этом не принимали или не до конца принимали культуру своих. Постепенно движение шло к модели, воплощенной в США, где уже нет никаких этнических маркеров, даже языкового. Отнесение к своим и чужим производится чисто формально, с помощью документов, а их, как известно, можно подделать. Первоначально уместное деление в своем развитии дошло до абсурда. Но кризис был заложен в самом принципе и его проявление было делом времени.
       Третий принцип наиболее поздний. Он во многом связан с первыми кризисами идентификации свой-чужой по этническому признаку, которые был спровоцированы расширением Римской империи. Христианство тут никак не обойти. Кстати, возможно, что именно новый принцип деления на своих и чужих, предложенный Иисусом, и послужил одной из главных причин признания христианства официальной религией. Иисус и его ученики продолжали разрушение традиционной культуры и первого принципа деления свой-чужой. Родство объявлялось несущественным. Помните: Кто мать моя и братья мои... Но тут же давалась альтернатива родству. Родственники - это последователи и единомышленники. Это не всё. Напомню ещё об одном характерном высказывании - нет пророка в своем отечестве. Здесь говорится не о стране, как мы это сейчас воспринимаем, а о родине в старом значении слова, то есть о родном селении (родной местности). Отречение от родины - важный пункт христианского мировоззрения. Здесь разрыв с традиционным делением свой-чужой доходит до предела, не оставляя ничего. Ни родственники, ни односельчане - уже не свои. Не отсюда ли проистекает большая часть семейных проблем, проблем отношений с соседями? Изначальная устойчивость была разрушена. Но и это не всё. Христианство отрицает и принцип этноческого разделения. "Нет ни эллина, ни иудея". Сам Иисус уже четко указал, кого считать ближним в притче о самаритянине. Кто оказал тебе благодеяние - тот и ближний. Даже если он иноплеменник.  Думаю, буддизм и ислам шли в том же направлении, хотя и с существенными отличиями. Именно это сделало указанные религии мировыми. А иудаизм не имел шанса распространиться, ведь там "свой" связывалось с этничностью, как и в других ("языческих") верованиях и религиях. Христианство я рассматриваю не как единственный источник подобного восприятия свои и чужих, но как наиболее яркое выражение указанного типа. 
        В сем суть третьего принципа? Все люди потенциально являются близкими с одной стороны, и никто не является близким изначально и постоянно - с другой. Почитание родственников и предков было уступкой христианства традиции, нежелательным, но неизбежным компромиссом. Уж слишком радикально было разделение, предложенное христианством. Между прочим, идеи утопистов о государственном воспитании детей намного больше соответствуют религиозной схеме. И в христианстве, и в буддизме часто детей отдавали сызмала в монастырь, повящали ребенка богу. Духовный наставник по такой схеме в тысячу раз ближе родителей. В одном из патериков можно встретить рассказ, как мать хотела проведать в монастыре взрослого сына, но тот, исполненный благочестия и праведности, не допустил этого. А ведь речь шла просто о том, чтобы повидаться, мать и не думала уговаривать его покинуть монастырь. Итак, третий принцип связывает людей через религию, конкретную деятельность (корпоративные интересы) и так далее. Инквизитор не был близким для всех остальных христиан. Подобный принцип деления свой-чужой удобен для шпионажа. Свой - тот, кто работает на нас, даже если ждивет в другой стране и внешне покорен местной власти. Это тоже повторение схемы, озвученной Иисусом. Он сказал - все, кто не против нас - с нами. Объединение в "своих" происходит по принципу веры и лояльности. Свои - те, кто делает как я говорю, кто поддержит меня. Внешним признаком является общая идеология (религия - как вариант).  Чтобы стать своим - нужно захотеть стать своим, никаких внешних препятствий для этого нет. Такой подход преодолевает проблемы, поставленные вторым подходом и дает возможность создавать огромные государства. Конечно, государственна идеология не может полностью отказаться от второго принципа, поэтому возникает своеобразный коктейль, полный противоречий.
В чистом виде третий принцип используется в различных партиях, идейных организациях и движениях.
        Хотя все три ринципа в той или иной степени продолжают существовать, разрушение первого не может не сказываться негативными социальными явлениями.  Естественно близкие перестают быть близкими. А конфликты и враждебность в семье откоадывают отпечаток на всю жизнь человека. Каждый начинает искать себе компанию "своих". Отсюда частое явление - вовлечение юных людей в банды, секты, сомнительные организации. То, что кажется нам самим (я этот период тоже проходил) сканием истины, на самом деле есть искание "своих". Даже не сознавая этого, мы пытаемся преодолеть потерянность. Но главный и наиболее распространенный способ такого преодоления - брак. Мы ищем свою "половинку". Это правильно и естественно. Но беда в том, что поиск происходит по третьему принципу. То есть близкий человек - тот, кто меня сейчас любит и делает мне приятно. Если только возникает чувство неприязни, или даже скуки, общение приедается - происходит разрыв. Другой человек подхватит эстафету и станет "своим". Согласно первому принципу свой - на всю жизнь. Не благодаря жесткости брака, а благодаря тому, что человек, с которым ты жил бок о бок и делил постель - уже никогда не станет чужим. Восприятие третьего принципа в личной жизни приводит к тому, что она превращается в бесконечный поиск и перебор вариантов (ведь многоженство и многомужество не только не разрешено, но и трудноосуществимо из-за различных финансовых и бытовых условий). Как и с поиском своего круга, здесь чуть не всю жизнь человек ищет и сомневается. Ведь у него нет никакой гарантии, что он выбрал правильно.  Люди стали слишком сложными, слишком затруднено понимание между ними, слишком давно забыто умение любить.
Жену/мужа можно поменять, но нельзя поменять детей и родителей. В зависимости от выбора типа деления свой-чужой строится мировоззрение и жизненная стратегия. Задайте себе вопрос - а я это делаю осмысленно?
Tags: общество, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments