drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Вглубь инстинктов.

      Инстинкты вспоминают часто, но никто вам не объяснит, какие инстинкты есть у человека и почему именно так, а не иначе.  Мифический "инстинкт самосохранения" до сих пор кочует из книги в книгу, хотя учёные давно отказались от такого понятия. Но и у учёных (этологов и психологов) есть свои заблуждения. Некоторые вообще утверждают, что поведение человека радикально отличается от поведения животных и все инстинкты утрачены. Фрейдизм создал свою мифологию инстинктов, которая хоть и не имеет отношения к науке, оказалась чрезвычайно влиятельной.  Под инстинктами иногда ошибочно понимают некоторые аспекты поведения ("половой инстинкт"). Даже если признавать наличие такого явления, что спорно, его определение должно быть уточнено и использовано другое понятие. Инстинкт есть сложная форма поведения, в отличие от рефлексов. Но управляют поведением вовсе не инстинкты, как иногда показывают. В основе поведения лежат потребности, которые удовлетворяются с помощью рефлексов, инстинктов и сознательного поведения. Нет дыхательного инстинкта - потребность в кислороде удовлетворяется дыхательным рефлексом. Инстинкты вступают в силу там, где простых действий недостаточно. Прежде всего это касается избегания опасности, добывания пищи и взаимодействия в группе. Иерархия инстинктов не может быть выстроена по той простой причине, что инстинкты отвечают на потребности. Если человек 3 дня не ел, у него включится один инстинкт, если он увидит привлекательную особь противоположного пола - другой инстинкт. Выстроить инстинкты невозможно ни по значению, ни по очередности. Это во многом затрудняет построение картины инстинктов. У человека инстинктивное поведение сильно нарушено. В естественном состоянии разум помогает там и только там, где создается слишком сложная ситуация и инстинкт пасует. В основном, в сфере содержательной коммуникации. У цивилизованного человека рациональное (то есть управляемое сознанием) поведение и деформированные инстинкты определяют всё поведение в целом. Учитывая различия культур и индивидуальные различия, идти от многообразия конкретных форм поведения нецелесообразно. Сначала нужно выявить основы, чистый инстинкт, так сказать.
       Первая (условно выделяемая) группа инстинктов - а всего их достаточно много - связана с защитой, обеспечением безопасности. Пока чувство голода не становится нестерпимым, потребность в безопасности является первоочередной задачей и включает соответствующие инстинкты. Основная проблема в том, что эти инстинкты ориентированы на определенную природную среду, хотя и допускают вариации. Обеспечение личной безопасности в социуме сильно отличается и редко использует инстинкты. Ни один из защитных инстинктов или все они в целом не может быть истолкован как "инстинкт самосохранения". Каждый инстинкт направлен против определенной опасности, они не взаимодействуют. Забота о здоровье тоже ведь является заботой о теле и долголетии (то есть о "самосохранении), но защитные инстинкты к нему не имеют отношения, тем более забота о тепле и питании. В число защитных инстинктов входят инстинкты по избеганию опасности и по противостоянию опасности - условно "инстинкт конфликта". Почему же не инстинкт борьбы? Потому что этот инстинкт направлен на устранение опасности. Часто для этого достаточно демонстрации силы и решительности, устрашения противника. Нападение есть инстинкт конфликта. доведенный до крайности. Не советую верить определениям Конрада Лоренца, никакой агрессии и агрессивности у животных нет. У человека может быть и можно выявить какую-то "агрессивность" (если понимать под этим намерение причинить вред). но только сознательную, а не инстинктивную. Защитные инстинкты направлены не только на себя, но и на детенышей, сородичей, добытую пищу, помеченную территорию. Это вбивает последний гвоздь в идею "инстинкта самосохранения", не давая предположить существование даже комплекса инстинктов "эгоистической" направленности.
       Вторая группа инстинктов связана с добычей и употреблением пищи, распределением пищи в группе. Здесь нужно многое проработать и пересмотреть заново, так как выявленные у животных инстинкты не могут быть механически приложены к человеку.
есть инстинкты охотничьи и собирательские, направленные на поиск и различение различных продуктов питания. Эти инстинкты в цивилизованном социуме наиболее подавлены. Перестав быть охотником и собирателем, человек сразу вырезал значительную часть своей жизни, радикально изменил тип поведения. Земледелие и скотоводство осуществляются сознательно и планомерно, регламентируются культурой, а не инстинктами. Соответственно меняется и распределение пищи, и употребление. До новейшей стадии цивилизации основное время работы уходило (помимо всяких поборов) на обеспечение пропитания, а домашний труд - на заготовку продуктов и приготовление. Хлеб проходит много ступеней обработки, прежде чем зерно станет булкой.
       Третья группа связана с продлением рода, размножением. Это приобретаемое в определенном возрасте половое влечение (стремление к совокуплению с особью противоположного пола). Сюда же относятся материнские инстинкты. Сюда же относятся родительские инстинкты по заботе о ребенке, точнее инстинкты взрослых, так как они направлены не только на своих детей. Разумеется, нельзя преувеличивать роль полового влечения и считать его "основным" инстинктом. Без всякого полового контакта человек может прожить всю жизнь, хотя это тяжело и вредно для здоровья. Этот инстинкт не самый важный, но порой очень сильный по своим проявлениям. Следует разделять сексуальные потребности и половое влечение, их очень часто смешивают и путают. Половое желание можно удовлетворять в одиночку, оно подразумевает особу противоположного пола, но не дает строгого ограничения. Именно это может вызывать смещение, особенно в случае отсутствия естественного предмета стремлений. Подчас (часто у обезьян и реже у людей) половой акт имитируется с разными демонстративными целями (знак подчинения, либо внимания). Как и другие инстинкты, половое влечение срабатывает в определенных условиях. Эти условия в рамках цивилизации изменены. Можно создавать любые "климатические" условия, но, с другой стороны, мешающим фактором является одежда, этикет, множество незнакомых людей. В ослабленном виде половое влечение является источником как любви, так и флирта. Есть и фоновое влечение, так сказать. Человеку хочется видеть людей противоположного пола, это доставляет само по себе какое-то скрытое удовольствие, даже если никакого полового желания нет.
        Четвертая группа связана с общением, взаимодействием в группе. Сексуальные инстинкты по большей части относятся именно к этому разряду, а  не к предыдущему. Словесное общение выходит за рамки инстинктов. А инстинктивные средства ограничены 1) голосовыми сигналами, 2)позами и жестами, 3) сексуальными действиями. Символы и знаки требуют исключительно научения и сознательного усвоения, а потому здесь не учтены. Обезьянам символы уже доступны, это входит в сферу естественного поведения, но только не инстинктивного. Под голосовыми сигналами имеются в виду крики, восклицания, типа "Ау". Позы и жесты человеком почти утрачены как способы общения. Жесты, уже другие, используются иногда как вспомогательное средство и не более того. Пожалуй, один из немногих жестов, который сохранился и часто воспроизводится - указующий жест (направленный на предмет палец). Затрудняюсь без дополнительного размышления сказать, является ли каждый жест отдельным инстинктом, вполне возможно, что да. Наиболее интересны в этой группе инстинктов сексуальные. Они у человека оказались частью подавлены, частью трансформированы частью ограничены местом и условиями. Особенно ограничены проявления между лицами одного пола, так как сразу возникают подозрения в гомосексуализме, что совершенно неверно. Проявления к детям тоже ограничены - детей сравнительно редко гладят, обнимают, касаются - намного меньше, чем им это нужно со стороны близких.
       Какую бы группу инстинктов мы не взяли, источником их изучения не может быть только исследование поведения животных (как это принято у этологов), либо описание поведения современного человека, особенно из "высокоразвитой" страны (как у психологов). Поведение животных хорошо для сравнения, а наиболее ценные материалы предоставляет приматология. Только поведение обезьян до некоторой степени может служить образцом прототипа нашего поведения. Далее следует обширнейший пласт этнографического и исторического материала. Возможно, именно в этнографии следует искать опору, каркас для описания человеческих инстинктов.  Полезным будет привлечь материал из современных наблюдений, тщательно отобранный, так как многое из того, что считают инстинктивным - таковым не является. Если сознательное действие мотивируется сильной естественной потребностью, возникает иллюзия инстинкта. Здесь уже возможны научные наблюдения, эксперименты, что корректирует полученную из других источников картину. И завершают всё данные самонаблюдения, которые могут дать то, чего не даст ни одно внешнее наблюдение. Исследование инстинктов может, конечно, осуществлять и наука, но полноценным будет только философское исследование, учитывающее данные различных научных дисциплин.
Tags: инстинкты, поведение, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments