drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Пределы естественности.

      Поведение человека можно разделить на естественное и неестественное, но в наше время в чистом виде нельзя найти ни того, ни другого. Естественность поведения не зависит от мировоззрения и целей, прежде всего тут играет роль характер среды и образ жизни. В искусственном мире нельзя жить естественно. А полностью неестественное поведение вообще невозможно для живого существа. Что же находится между двумя полюсами, для нас сегодня одинаково умозрительными? Невозможно градуировать поведение и нарисовать единую шкалу. Отход от естественного не является движением к неестественному (то есть противоположным), а отклонением от естественного. Каждую модификацию поведения стоит рассматривать отдельно и так же отдельно оценивать. Однако есть некие общие закономерности трансформации поведения. Не умея анализировать модифицированное поведение, в нем можно увидеть и проявление инстинктов, и проявление разума, и следствие усвоенных обычаев, - в зависимости от установки. Некоторые не особенно честные этологи видят инстинкты в повседневном поведении и на этом строят свои теории. Вас не удивляет популярность подобных теорий, особенно в сфере отношений мужчины и женщины? Они обеспечивают оправдание определенному поведению. "Что я могу поделать? Инстинкт... примативность..." Логика верная, но вот обоснование-то поддельное. Те, кто ищет оправдание в вульгарной этологии, на самом деле очень далеки от естественного поведения и здоровых инстинктов.  Христианская доктрина трактовала, напротив, любой поступок как следствие умственного решения, фрейдизм во многом наследовал этот подход. Оба подхода одинаково неприемлемы. Тенденциозная интерпретация поведения ведет к утрате понимания. Здесь я хочу несколько рассеять туман вокруг темы естественности (природности) поведения.
        Вы съели кусок торта с кремом, украшенный сверху засахаренной вишенкой и шоколадной крошкой. Запили чашкой чая, ароматизированного маслом бергамота. Представили? Есть ли это удовлетворение потребности в пище и питье? Можно сказать да, можно сказать нет. Голод и жажду можно утолить лепешкой и водой. При этом мы не только едим, но ещё сидим за столом, который покрыт скатертью, чем-то украшен... Это уже точно не относится к удовлетворению потребностей, но входит в процесс поглощения пищи (обычно эти аспекты игнорируются при анализе). Сколько естественного в таком действии? Очень мало. Мы едим, когда не голодны и пьем, не испытывая настоящей жажды. Человек может есть из приличия, по принуждению, ради получения наслаждения (не будучи голодным). Тот, кто скажет, что едой человек утоляет потребность в пище и следует инстинкту - исказит истину. Истина состоит в том, что само поглощение пищи в основе имеет инстинктивное удовлетворение потребности в питании. Но от этой основы до воплощения - огромная дистанция и сотни искажений. На выходе то, что похоже на следование инстинкту, оказывается прямо противоположным. Действие похоже, но его содержание изменилось. Важно и то, что именно человек ест. Не нужно доказательств, чтобы подтвердить следующее утверждение: поедание торта не является инстинктом. В природе нет тортов и ничего, напоминающего торт. Но поведение человека изменено не полностью. Человек не потерял способность есть для удовлетворения потребности, следовать инстинктам, хватая пищу рукой, а не насаживая на вилку. Периодически инстинктивное поведение проглядывает через прорехи в модифицированном. Естественное поведение нельзя утратить до конца.
        В каждом действии проявляется и естественный корень, и многочисленные модификации. Помимо влияния культуры и среды, есть и влияние сознания. Воздержание - наглядный пример. Неважно, сколько человек может сопротивляться желанию, важно, что может. Это дано нам от природы. Так человек может успешнее выживать, разум корректирует инстинкт. Но у нас эта корректировка основана не на приспособлении к природной ситуации, а на случайных и произвольных мотивах. Влияние мотивации на модификацию поведения исключительно сильно. Порой может возникнуть иллюзия полного подавления "животности". Иллюзия быстро развеется, но за ней стоит действительное значение сознания. Внесение мысли в действие лишает действия инстинктивного характера. Это очень важно. Я могу сознательно делать тоже, к чему зовет инстинкт. Но это уже иное поведение, другая степень целесообразности и контроля. Со стороны это выглядит как проявление инстинкта, но на самом деле - совершенно иное. Этологу, особенно предвзято настроенному, легко ошибиться. В чем-то такая ошибка напоминает так называемую проблему "ложных друзей переводчика".  Естественное поведение не ограничивается инстинктивной сферой и удовлетворением потребностей. Животные пользуются разумом, испытывают определенные чувства, привязанность (некоторые дажде говорят о любви, например, собаки к человеку-хозяину). Всё это - естественное поведение. Критерием естественности служит не перечень действий, а характер этих действий. Естественное поведенеи есть следование своей природе, инстинктам, разуму - для жизни в естественной среде.
        Изучая жизнь современного человека, мы должны исходить из того, что почти всё его поведение носит модифицированный, а часто и противоестественный характер. Естественность присутствует в минимальном виде, прежде всего в рефлекторной деятельности (дыхание, сон и т.д.), некоторых инстинктах, осколках естественных действий в сложном модифицированном поведении. Частично коросту искусственного можно счистить, но для полного восстановления естественного поведения необходимо возвращение в исходную среду. Не важно, ради исследования или ради самой естественной жизни. Описывать и классифицировать формы поведения, которые мы наблюдаем сейчас, можно до бесконечности, и это ничего не даст. Фактор сознания вносит большую степень неопределенности в поведение. Два одинаковых поступка с разной мотивацией может оказаться разным поведением, если учитывать цели и последствия. 
        Интересно, что реализация естественного поведения приносит удовлетворение и радость. Секс и половое поведение в этом отношении наиболее показательны. Человек на короткое время - пусть не до конца - сбрасывает оковы цивилизации, стереотипы, предрассудки и погружается в стихию чувственности. Не зря в этом многие века теологи и идеологи видели проявление "животности". То, что наше естественное поведение проявляется в немногих сферах, придает половому поведению особую притягательность. В других сферах человек не умеет освобождаться (правда далеко не всегда умеет и в этой сфере). Ведь для этого нужно уметь как бы выключать мышление, следовать своим чувствам, инстинктам, внутреннему голосу. Думаю, что такому освобождению можно научиться, и это вернет жизни яркость и радость. Наша жизнь слишком умственна и полна искуственным.
Tags: естественность, инстинкты, поведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments