drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Category:

"Зеленый сойлент" ("Soylent Green" США,1973)

26fd2279aefe2faad4bf2c77730bc04f

     "Зеленый сойлент" - один из наиболее интересных фильмов 70-х годов. Это вовсе не киношедевр. И тем не менее это фильм, который должен посмотреть каждый. Хотя бы потому, что это единственный (насколько мне известно) художественный фильм о перенаселении и его последствиях. Это не единственная тема фильма. Второй - если смотреть со стороны сюжета, то главной, является циничность бизнесменов, которые могут и будут извлекать деньги из всего, в том числе из человеческих смертей и страданий. Богачи даже в самые тяжелые кризисные времена избавлены от житейских тягот и невзгод. Что же такое зелёный сойлент? Это якобы соевый продукт, аналогичный красному и жёлтому сойленту, только с улучшенным вкусом, деликатесный, так сказать. Синтетическая пища будущего, нечто похожее на то, чем кормили в ресторане персонажа "Бразилии" - раскрашенное вещество. Вполне актуальная тема - сейчас сои в чистом виде и в виде добавки в пище становится всё больше по сравнению с другой едой. Не зря же компания Параллакс, вспомнив о фильме, выпустила в 2011 году соевые крекеры под тем же названием - "зелёный сойлент". "Зеленый сойлент" - фильм о будущем, которое уже разворачивается.
   
    Зритель узнаёт, что на самом деле зеленый сойлент делается из переработанных человеческих тел. Это, конечно, гипербола. Но знаем ли мы, из чего на самом деле делаются современные продукты? А если добавляется соя, то какая именно? И сколько мяса в "мясе" на прилавке или в пачке пельменей? Парадокс в том, что производство еды из человека - вполне логичный ход в перенаселенном мире. Этакий утончённый каннибализм, который таковым вовсе не выглядит. В конце фильма звучит призыв рассказать людям правду. Ну, допустим, все узнают. Велика вероятность того, что большинство не откажется от употребления зелёного сойлента. Зелёные пластинки ведь совсем не похожи на человеческую плоть, а кушать хочется. К тому же и жертвы умерли вроде бы добровольно. Допустим, люди узнали правду и производство зелёного сойлента прекращено. И что дальше? Как жить дальше человечеству? Проблема зеленого сойлента меркнет на фоне глобальной проблемы перенаселения и грядущего голода. Создатели фильма выбрали нетипичный момент - период, когда  катастрофа назрела, но ещё не разразилась. Дата названа вполне подходящая - 2022 год. Весь фильм не покидает ощущение, что сидишь на пороховой бочке, которая в любой момент может взлететь на воздух... и в этом самая важная правда этой ленты.
     Нехватка еды - не единственное следствие перенаселения. Скученность, обезличивание, равнодушие, грязь, болезни, культурное оскудение - вот краткий перечень того, что можно вывести из увиденного. Лучше посмотреть, чем описать - зрительные образы действуют на сознание сильнее. То, о чём говорится во многих книгах, здесь воплощено на экране. Кратко это можно охарактеризовать: кошмар. И фильм является предупреждением: этот кошмар может стать реальностью. Впрочем, для некоторых мест планеты он уже стал реальностью. За современными смутами в арабских, африканских и прочих странах "третьего мира" обычно видят только политику и игнорируют основную - демографическую причину. Мир страдает о перенаселения. К чему это приведет - наглядно показывает "зеленый сойлент". Что фильме показалось мне самым запоминающимся, самым сильным ходом? Ностальгия по старому миру, которую испытывает старик - друг главного героя (полицейского Торна). Фильм можно посмотреть уже только ради этих минут. Грусть о старой еде, исчезнувшей прирде (ландшафтах, животных) сродни грусти о потерянной Атлантиде, потерянном рае. Рай не впереди, он позади. Люди потеряли то, что не ценили. Старик - живое воплощение, осколок старого мира. Он не может привыкнуть к новой псевдожизни.
      Детективно-криминальная линая фильма не очень существенна для понимания его мессиджа. Даже если бы не было зеленого сойлента - по сути ничего бы не изменилось. Что же предлагает фильм? А ничего. Он только обозначает проблему. И это правильно. В такой ситуации радикального решения, которое бы позволило исправить ситуацию, просто нет. Попытка дать оптимистическую концовку - как это сделанов первой Матрице - была бы ложью. "Зеленый сойлент" эскапистским кино не назовешь. Это не фантастический, а правдиво-футурологический фильм. я не стал рассматривать многие детали ленты, в частности потому, что актерская игра оставляет желать лучшего. Однако я предпочитаю грубоватое, но интересное содержательное кино шумному блокбастеру с навороченными спецэффектами. Не смотрите "аватары", смотрите такие фильмы, как "Зеленый сойлент"!
      Ещё немного добавлю личных впечатлений. Мне очень понравился старик. И ещё, конечно, девушка - "мебель". Сама идея женщин, прикрепленных к элитному жилищу, очень интересна. Они не выглядят проститутками и служанками. Они используются, как вещь - красивая и дорогая, но вещь. Через отношение к внешности здесь показано современное отношение к человеку вообще. Сразу понимаешь, как мало правды в том, что новое время раскрепостило личность, выдвинуло её на первый план. Цивилизация личность убивает. Главный герой полюбил девушку-мебель, тем самым "взломал" установленный порядок, пожалуй даже больше, чем когда пошел против своих негласных хозяев в расследовании о производстве зеленого сойлента. Девушка по-настоящему красива. Причем одета в платье, а не в джинсы или другую мужскую одежду. Почему-то в новых фильмах девушки какие-то фальшивые. Таких, как, например, Бриджит Бардо, почти не встретишь. В этом я тоже вижу проявление утраты естественности. Кино прививает новые стандарты. Героиня сегодняшнего дня - воинственная Анджелина Джоли с ножом или пистолетом, а не женственная девушка в платье. 

7ca15f7b496b64dc76052c7e44afa8e1

фильм:
http://www.rutor.org/torrent/202040
Tags: кино, перенаселение
Subscribe

  • Вопрос о комфорте

    Что такое комфорт - в целом ясно без пояснений. Это обобщённое обозначение удобного, приемлемого для жизни. А также - наиболее приятного, уютного.…

  • Наследие цивилизации

    При размышлении о будущем у каждого человека, понимающего гибельность цивилизационного пути, неизбежно возникают вопросы о том, что останется от…

  • Об идеализации "первобытного человека"

    Анархо-примитивистов в целом, и меня - в частности, обвиняют в том, что имеет место идеализация первобытного человека. Тема заслуживает не только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments