drevniy_daos (drevniy_daos) wrote,
drevniy_daos
drevniy_daos

Categories:

Количество и качество.

       Категории "количество" и "качество" можно встретить часто, в том числе и в качестве философских понятий.  Меня они в данном случае будут интересовать не сами по себе, а как пример двух философских ошибок: 1) дуалистического мышления, 2) приписывание реальности того, что на самом деле есть не более, чес способ её описания.  Я не зря подчеркиваю единство мира, это не обычная банальность, а основной методологический принцип моей философии. Дуализм "духовное" - "материальное" - только лишь один из примеров дуализма. На деле мыслят в дуалистических категориях даже те, кто вроде бы придерживается монизма, как  советский "диалектический материализм".  Допустим, материальное и идеальное соотносятся как базис и надстройка. Но ведь надстройка - это нечто отдельное, пусть и опирающееся на то, над чем она надстроена.  Отсюда и все проблемы, все споры об "идеальном". Но разве так называемый "основной вопрос философии" - единственный пример дуалистического мышления? Конечно нет.   Рассмотрим другой случай, не относящийся к идеологии, и потому не отмененный в сознании людей с кризисом советской философии. Я говорю о "перехода количества в качество". Для многих это - очевидная истина, нечто сродни логическому закону и даже закону природы.  Но это фикция. "Количество" и "качество" - не свойства вещей, а способы описания. В этом смысле эти категории даже не аналогичны категориям "пространство" и "время", которые, хоть и не имеют носителя, но указывают на определенный аспект бытия.  Количество и качество есть технические способы расчленяющего описания. При этом возможно один и тот же феномен описать и в категориях качества, и в категориях количества.  Любое описание количества есть произвольное обобщение. 

       Произвольность констатации количества легко продемонстрировать. Например, некто утверждает - в моей семье 8 человек. Простая ситуация? Так, да не совсем. Умершая бабушка считается? Вы возмутитесь - конечно нет. Хотя это уже спорный момент. Нигде ведь не указаны хронологические рамки семьи, а жизнь на месте не стоит. А умирающая, лежащая в коме (причем лежащая не дома, а в больнице)? Да? Ну ладно, допустим. А ребенок у беременной мамы считается или нет?  А двоюродный племянник, оставшийся сиротой и постоянно проживающий с семьёй - тут как быть?  А жена сына, который живет отдельно? И  т.д. и т.п.,  список вопросов можно существенно увеличить. В итоге к известному "парадоксу кучки" добавляются такие усложнения, что  любой точный подсчет членов семьи оказывается невозможным. Странно - о семье мы говорим вполне определенно, а количества указать не можеим. Так вот, хоть это и странно, но  типично и нормально.  В наше время характерно преувеличивать значение подсчетов и чисел. Для статистики три груши - это всегда три груши. А если они подгнили? Для хозяйки это уже не 3 груши, а 0 груш, так же как и десяток протухших яиц. И будет права хозяйка, а не учёный или математик, заявивший, что она не умеет считать. Реальная жизнь не укладывается в прокрустово ложе счета, "количества".  Тем более далекой от действительности является категория "качество". По сути, речь идет о свойствах, только о свойствах сопоставляемых, сравниваемых. Можно говорить даже о качестве, как о "мере свойства".  Значит ярко желтое - это как "сильнее желтое",  так и "желтое+1" (если у нас есть градация цветов).  Тем самым говоря о качестве, мы включаем и количественный параметр.  И напротив, считая, не можем игнорировать свойства вещей.  Например,  я утверждаю "человек был в комнате один", описывая место преступления. Была бы собака - я бы её упомянул, но не упомяну сидевшую на столе муху.  Это не такой праздный вопрос - к примеру раньше в хрониках писали о количестве мужчин, но не писали о количестве женщин. А для нас сейчас это просто "люди" - и мы не будем делить общее количество. Итак, нет в чистом виде того, что можно описать только количественно или только качественно.  Да и никакой противоположности этих категорий нет, больше того - нет даже парности, они не связаны непосредственно. Таких категорий может быть 10, а не 2. Но мы привыкли разбивать всё на пары. 
        Потому и "переход количества в качество" предстает как взаимодействие двух категорий. Более того - его изображают как динамику самих вещей. Как же это получается? Есть ли такой переход на самом деле? Уже из анализа категорий ясно что нет. Но вроде опыт нам демонстрирует, что есть. Значит проблема - в описании опыта. К примеру, издалека приблежается машина/карабль/самолет. Причем не из-за угла или из-за горизонта, а просто издалека.  Сначала я не вижу, и вдруг раз - и увидел. Этот момент можно зафиксировать. Но ведь видно-то раньше! О чём и свидетельствует использование подзорной трубы. Значит речь идет о пороге восприятия. Не все процессы происходят постепенно и равномерно, возможны и скачки, и аномалии, но они тоже имеют протяженность и нарастание. Мы и рост растений не воспринимаем - а потом удивляемся - как же так, вроде не двигается, а выросло. Опять всё просто - порог восприятия.
Никакое "количество"  ни в какое "качество" не переходит. Вроде всё так очевидно... Но почему же столько людей повторяли, а кто-то и продолжает повторять эту нелепость?  Главной причиной мне видится именно дуалистическая предпосылка мышления. И такой дуализм нужно преодолевать везде и во всём. Показывая несостоятельность самого подхода, а не предлагать "диалектический метод" для преодоления мнимого дуализма. 

Tags: о философии, понятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments